Современные технологии на страже безопасности дорожного движения

Фото: Геннадий Черкасов

Дорога – что река. Вдоль водных артерий строятся города, возникают населенные пункты, возводятся предприятия. Дорога – это артерия жизни! И она должна быть максимально безопасной для тех, кто ведет по ней машину, переходит дорожное полотно по «зебре», идет по тротуару, едет на велосипеде или самокате по специально выделенной и обозначенной соответствующей разметкой, знаками дорожке, проложенной рядом с проезжей частью. Не случайно обеспечению безопасности участников дорожного движения уделяется большое значение. Данные тенденции четко прослеживаются как при строительстве современных дорог, так и при модернизации уже имеющихся, а также при создании придорожной инфраструктуры. Именно повышение безопасности дорожного движения – одна из главных целей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартовал в 2019 году и охватывает 83 субъекта Российской Федерации. Согласно проводимой в жизнь программе, к 2024 году планируется вдвое сократить количество аварийно опасных участков дорог и снизить смертность в результате ДТП не менее чем в 3,5 раза по сравнению с уровнем 2017 года.

Одним из наиболее эффективных способов снижений аварийности является регулирование дорожного движения с помощью светофоров. Учитывая это, в 2020 году на объектах национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет установлено более 2,4 тысячи светофоров. Причем речь идет не только о  стандартных, работающих в автоматическом режиме конструкциях, но и о так называемых умных светофорах, которые объединяются в сети и работают как единый механизм, управляемый центральным компьютером. Такие сети доказали свою высокую эффективность в крупных городах с плотным трафиком движения. Кроме того, «умные» светофоры имеют возможность принимать решение о включении того или иного сигнала, получая информацию от различных датчиков, которые, например, измеряют плотность потока, в том числе с разделением по полосам движения. Так, если на правой полосе, на поворот, скопится большое количество машин, то светофор будет «зажигать» стрелку с более длинными интервалами и затор уменьшится.  Датчики могут идентифицировать в потоке автобусы, троллейбусы, трамваи, что дает возможность системе управления светофором вносить соответствующие корректировки, обеспечивая «зеленый» коридор общественному транспорту, сокращая интервалы его движения от остановки до остановки. Это очень важно в часы пик – утренние и вечерние часы, когда наблюдается наибольший пассажиропоток. Люди едут на работу и возвращаются с работы.  Но и это еще не все. Чтобы выделить светофоры среди назойливо светящейся/моргающей придорожной рекламы, которая очень сильно отвлекает водителей и приводит к ухудшению показателей безопасности дорожного движения, опоры светофоров могут иметь подсветку. Как показал опыт – данное решение дает отличный результат.

Раз уж мы затронули тему освещения, то следует отметить, что на аварийно опасных участках дорог за текущий год будет установлено более 680 тысяч погонных метров освещения. Причем речь идет не только об устанавливаемых вдоль дорог столбах со светильниками, в которых, кстати, применяются энергосберегающие источники света (лампы и светодиоды), но и о подсветке пешеходных переходов, остановок общественного транспорта. Хорошая видимость в темное время суток и в сложных погодных условиях поможет сохранить жизни и здоровье водителей и пешеходов. 

Разумеется, регулирование дорожного движения предполагает и установку соответствующих знаков. Это очень важно, так как с ростом скорости движения и плотности транспортного потока у водителя все меньше и меньше остается времени на чтение «дорожной карты» и принятие решения. Рост скорости движения обусловлен поднятием ограничений в городах с общепринятых 60 км/ч до 80 км/ч. В мегаполисах, в частности Москве, такая корректировка скоростного режима (на ряде проспектов) позволила разгрузить дороги, так как поток движется с большей скоростью. Алгоритм движения транспортных средств должен быть кристально понятен и не оставлять никаких вопросов. За текущий год количество дорожных знаков увеличится более чем на 165 тысяч. На некоторых участках дорог, где происходило большое количество дорожно-транспортных происшествий, параллельно будет пересмотрен порядок движения транспортных средств.

Значительный вклад в безопасность дорожного движения и уменьшение травматизма/смертности на дорогах вносит разграничение дорожных потоков специальными энергопоглощающими барьерами. Количество столкновений транспортных средств, связанных с их выездом на полосу встречного движения, при наличии барьеров резко снижается. Общая длина барьерных заграждений за 2020 год увеличится на 718 тысяч погонных метров. Барьерные ограждения монтируются на дорогах, где по статистике фиксируется большое количество ДТП, связанных с выездом на встречную полосу. Барьерные ограждения, как показала практика, хорошо зарекомендовали себя и в качестве защиты пешеходной инфраструктуры. Не случайно протяженность данного типа ограждений за текущий год увеличилась на 303 тысячи погонных метров.

Безопасность дорожного движения напрямую зависит от состояния дорожного полотна. Чтобы пресекать его повреждение грузовым транспортом, работающим с превышением предельно допустимой нагрузки на ось, в 2020 году в российских регионах будет установлено дополнительно 138 автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). И, разумеется, получит дальнейшее развитие сеть стационарных камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. В нее будет включено дополнительно  2,4 тысячи камер.

«Помимо масштабного приведения дорог в нормативное состояние выполняется и целый ряд мероприятий по обустройству транспортной инфраструктуры в регионах. Все это поможет сохранить жизни и здоровье водителей и пешеходов». 

Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин

перейти в проект

Источник