Школьная «цифра» прирастет it-кубами

Фото: pixabay.com

«Сын хочет создавать для инвалидов «умные» протезы»

Сын Натальи Землянской занимается робототехникой в «IT–кубе.Тамбов». Максим учится в 3-м классе, ему всего 9 лет, но, судя по всему, человек он очень серьезный, ответственный и разносторонне развитый: наш разговор с мамой состоялся сразу после того, как мальчик выиграл в своей категории соревнования по карате областного уровня.

– Максим занимается плаванием и карате, а еще ходит в художественную школу, – рассказывает мама. – При этом с ранних лет он интересовался игрушками с программированием. А тут как-то после тренировки одна мама сказала, что в городе открылся «IT-куб.Тамбов». Сын сразу же стал туда проситься, и мы поехали на собеседование. Ну а когда нам рассказали, чем там будут заниматься, он твердо решил: записываемся! Для начала Максим выбрал направление «Робототехника», и нам помогли подобрать удобное время для занятий один-два раза в неделю – график-то у сына плотный. Но ему так нравится, что после того как обучение по этому направлению закончится, он запишется на новое: «Виртуальная реальность».

Несмотря на юный возраст, Максим уже решил, кем станет, когда вырастет, – врачом, создающим и программирующим для инвалидов «умные» протезы рук и ног. Однако обычно ребята определяются с будущей профессией позже. И нацпроект «Образование» создает все условия для того, чтобы выбор был предельно точным.

Девятиклассница Лиля Каракозова из Центра цифрового образования детей «IT-куб» в дагестанском Каспийске хочет стать программистом или дизайнером сайтов. Девушке 14 лет, но знания, которые благодаря нацпроекту «Образование» она получает сейчас в Центре, со временем наверняка помогут ей реализовать эту мечту.

– Интересом к айти-сфере я заразилась от брата. Он немного моложе меня, но более продвинутый в этой области, и мне захотелось сравняться с ним. Впрочем, мне и самой всегда были интересны новейшие информтехнологии: основную часть времени я провожу в компьютере или телефоне, – поделилась Лиля с «МК». – Кроме того, меня привлекают новые знания: хочется развиваться в этой сфере!

Нацпроект «Образование» создает для такого развития все возможности. В школе Лиля учится на «4» и «5», а по информатике на «5». И хотя в этой сфере Лиля, благодаря занятиям в «IT-кубе», знает больше многих одноклассников, она ходит на школьную информатику с удовольствием: «Там всегда можно узнать что-то новое. Да и с ребятами, которые также занимаются программированием, но ходят на другие языки, интересно пообщаться: всегда кто-то расскажет что-нибудь новое. Помогают знания, полученные в нашем «IT-кубе», и в быту: если компьютер начинает «моросить» или всплывает вирусная программа, я уже могу с этим справиться сама».

Лиля занимается в IT-кубе около 2 месяцев – записалась туда сразу же после открытия центра. В первые дни изучали теорию. Потом перешли к практике: сейчас ребята создают собственные сайты и пишут программы. А затем перейдут к решению более сложных задач: будут работать не только с текстами, но и с картинками. Пока Лиля занимается дизайном и программированием. Но ей так интересно в «IT-кубе», что по завершении этих курсов она запишется на два новых – «Формирование больших данных» и «Язык Java». И в будущем, благодаря нацпроекту «Образование», использует полученные знания в работе.

«Мальчишки упрашивают записать их сразу на несколько айти-направлений»

Многие ребята хотели бы взять чуть ли не все направления сразу и заниматься ими одновременно. Но правила это запрещают, рассказала «МК» методист и педагог IT-куба Каспийска Мадина Рамазанова:

– Часто мальчишки упрашивают записать их сразу на несколько айти-направлений. Но мы не разрешаем! Время, которое ребенок может находиться без вреда для здоровья перед компьютерной техникой, ограничено. Да и школьных уроков никто не отменял. Поэтому мы записываем максимум на два направления из имеющихся у нас шести, а занятия с каждым ребенком могут длиться не более 1,5 часа в день – то есть два урока с 10-минутным перерывом 4 раза в неделю. Ну а защитят ребята в декабре проекты по своим направлениям, и можно будет записаться на один-два новых курса. Наши главные задачи – ранняя профориентация детей; обучение их зачаткам профессиональных навыков и обеспечение доступа к современным гаджетам и технологиям ребятам из семей, не имеющих возможности купить такую технику. Таких тоже немало.

– «IT-куб», родившийся благодаря нацпроекту «Образование», явно пользуется бешеной популярностью у ребят Каспийска. Сейчас там зарегистрированы 400 детей от 10 лет и старше – и все ходят! На следующий год их будет уже 450, а затем плюс к тому появятся ребята с именными сертификатами: для семей их обучение будет бесплатным, а средства внесет государство. Занятия идут с самого утра до 19:00. Младшие школьники, которые учатся во вторую смену, занимаются в Центре с утра до 14:00, а старшие – после обеда, чтобы они спокойно закончили учебу и успели пообедать перед нашими занятиями. И среди них есть крайне одаренные дети, – рассказывает педагог.

Например, Умар, который учится в 8-м классе, хотя ему еще нет 12 лет. У него отличные успехи! Сам он после школы уже решил идти в айти-сферу, и мы очень рады, что подготовили его к этому. В целом же мы рассчитываем, что в этой сфере останутся 15–20% наших выпускников, но навыки обращения с компьютерной техникой необходимы в любой профессии: без знания азов программирования на хорошую работу сегодня не устроишься! А после наших занятий ребятам легче определиться с будущей профессией.

Действительно, через систему IT-кубов нацпроект «Образование» открывает перед школьниками целый мир, а не только область новейших технологий.

– Программирование построено на английском языке, а потому вначале ребята не понимали многих слов, – поделился с «МК» преподаватель «IT-куб.Тамбов» Александр Кулешов. – После наших занятий они узнали многие слова. Так что фактически мы расширили их познания не только в айти-сфере, но и в английском языке. Или взять физику. На наших занятиях на примере автомобилей мы затронули тему пневматики: я объяснил, как сжатый воздух давит на тормозные колодки автомобиля, а те зажимают тормозные диски. Таких примеров не счесть, но получение разносторонних знаний – далеко не все, что дают детям наши занятия. У них развивается творческое мышление, они учатся фантазировать: рисуют дома робота, которого хотят собрать, а прийдя в IT-куб, отбирают нужные детали, собирают его, а затем программируют. Не устаю удивляться их способности разворачивать в пространстве чертежи, которые у них в головах! Иногда они чувствуют это лучше, чем мы, взрослые!

В 2024 году количество «IT-кубов» увеличится с нынешних 60 до 340

Создание сети Центров цифрового развития «IT-куб» решает сразу две важнейшие задачи. С одной стороны, способствует достижению главной цели нацпроекта «Образование» – формированию гармоничной, всесторонне развитой личности. С другой, помогает решению одной из важнейших тактических задач на этом пути – развитию цифровой образовательной среды в отечественной школе.

Недаром 28 сентября на торжественной церемонии открытия на базе местной гимназии № 11 уже упомянутого «IT-куба» в Каспийске вице-премьер – министр образования и науки Республики Дагестан Уммупазиль Омарова заявила: «Открытие этого центра дает дополнительные возможности и условия для развития наших детей. Обучение их не должно ограничиваться только школой. Мы должны расширить границы их знаний, создавать условия для освоения новых современных и востребованных направлений. Время идет вперед, и наши дети должны идти в ногу со временем. Первый айти-куб мы открыли в прошлом году в Махачкале. К 2023 году откроем еще в трех городах».

Все это – заслуга федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». Пока же образовательный процесс в каспийском центре выстроен на основе проектной деятельности по шести направлениям: «Основы программирования на языке Python», «Системное администрирование», «Базовый курс по программированию на языке Java», «Мобильная разработка и VR/AR», «Кибергигиена» и «Вasic Coding Skills». Для занятий в центре оборудованы специальные лаборатории, где школьники научатся разрабатывать приложения для мобильных устройств, работать с большими данными, создавать виртуальную реальность, креативно мыслить, работать в команде и т.п. Идеи и заказы проектов будут поступать в том числе от интеллектуальных партнеров проекта – Яндекс.Лицей, 1С, IT Школа Samsung, Крибрум и Microsoft «Лего».

Ту же миссию выполняет и первый центр цифрового образования детей «IT-куб» в Тамбовской области, также открывшийся в сентябре этого года. Там обучаются 400 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, а в мероприятиях, проводимых «IT-куб.Тамбов» совместно с партнерами, включая промышленные предприятия и ведущие вузы области, участвуют более 1,5 тыс. детей со всех городов и районов области. При этом учиться в Центре могут также ребята с ОВЗ и инвалидностью.

По итогам конкурсного отбора федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» Минпросвещения России поддержало создание в Тамбовской области к 2022 году еще двух Центров цифрового образования «IT-куб». И это происходит по всей стране. Сейчас в России уже работают 54 «IT-куба», а к 2024 году их будет 340.

перейти в проект

Источник

Теги: